Концепция развития школы на период с 2010-2013 годы («Школа успешного развития творческой личности »)
· принципы организации образовательной политики;
· концептуальная модель и программа развития
Характеристика школы и принципов организации её образовательной политики
Современное образование, являясь действенным фактором развития общества, ставит и, главное, решает задачи развития личности. Выбор данной модели школы был обусловлен тем, что она благодаря специфике содержания образования, особенному «духу» учебного заведения позволяет в процессе обучения максимально раскрыть возможности личности, обеспечить оптимальные условия для развития её потенциала. В классическом образовании заложены большие возможности, которые являются крепкой основой становления целостного мировоззрения учащихся, культивирования высокоморального, активного, образованного гражданина.
Перспективная образовательная программа школы, исходя из концепции, позволяет определить основные цели деятельности и наметить пути их реализации через организацию взаимодействия всех школьных коллективов, поскольку в школе должны быть созданы условия для развития, самообразования и самореализации человека.
Ведущая цель деятельности школы:
· создание системы обучения, которая обеспечила бы развитие каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами, возможностями;
· внедрение инновационных педагогических технологий обучения
и воспитания, обеспечивающих школьникам развитие их мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, способностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью;
· создание условий для реализации естественной потребности не только каждого ученика, но и каждого учителя иметь успех в своей деятельности, достигнуть высоких результатов, реализовать свой творческий потенциал.
Исходя из вышеизложенных целей, формулируются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы:
В период ранней профилизации (1-5кл.) и предпрофильной подготовки (8-9классы):
- выявление природных интересов и склонностей, способностей школьников, потребностей в самосовершенствовании и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
В профильной подготовке (10 –11 классы):
- средствами дифференциации и индивидуализации образования, когда за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности личности, создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и направлениями в отношении продолжения образования.
В формировании физически здоровой личности:
- недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
- оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно – гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
- привлечение максимального количества учащихся к занятиям в спортивных секциях;
- организация летнего отдыха учащихся.
В развитии творческих способностей учащихся:
- переориентация работы школы на раскрытие творческого потенциала каждого ученика;
- совершенствование содержания образования в школе;
- создание творческой атмосферы в ОУ путем разнообразия предлагаемых элективных курсов, кружков, факультативов;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы;
- создание целостного образовательного пространства, развитие партнерских отношений с социумом.
В формировании творчески работающего коллектива учителей-единомышленников:
- совершенствование работы администрации, методического кабинета школы, предметных методических объединений;
- обеспечение благоприятных условий для профессионального роста учителя, становления инновационной деятельности педагогов.
- внедрение в практику работы школы новых педагогических технологий, передового педагогического опыта;
- создание психологической и моральной комфортности.
- изменение структуры управления образовательным процессом с целью повышения ее эффективности, демократичности, снижения перегрузки руководителя.
В оптимальной организации учебно – воспитательного процесса:
- провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в школе условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- обеспечение оптимального сочетания базового и профильного образования;
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, украинского, русского и иностранного языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить компьютерную грамотность учащихся и педагогических работников;
- совершенствование учебного плана и расширение фонда учебно - методического обеспечения.
Концепция развития школы опирается на педагогические идеи:
· личностно ориентированного обучения;
· гуманизации образования;
· школы диалога культур;
· школы-комплекса;
· глобального образования;
· индивидуальной педагогической поддержки;
· новых информационных технологий обучения;
· педагогики сотрудничества;
· развивающего обучения;
· коллективного творчества;
· обучения в процессе работы;
· непрерывного обучения в процессе всей жизни;
· развитие эмоционального интеллекта;
· демократичности школьного образования.
Аналитическое обоснование программы
Модель школы ориентирована на реальность, проблемы, решаемые государством, в частности: интеграцию в мировую экономику, мировую систему образования; углубление экономических, политических и культурных связей с зарубежными странами. Поэтому содержание образования и воспитания направлено на развитие личности, подготовку к интеллектуальному труду, повышения её культуры.
Конкурентноспособность учебного заведения можно обеспечить прочными знаниями его учащихся, вариативностью образования, профильностью обучения эффективной системой воспитательной работы, разнообразием кружков, секций, студий, ориентированных на запросы и потребности каждого ребенка, на создание для учащихся реальной ситуации успеха.
При согласовании базового и профильного компонентов учебного плана прежде всего берется во внимание следующее:
· развитие познавательной активности школьников;
· условия для развития творческой деятельности;
· формирование умения самосовершенствоваться;
· развитие способностей самостоятельно добывать знания.
Приоритетные направления Программы:
Сложившаяся модель школы как образовательного учреждения, состоящего из
трёх ступеней, представляется наиболее удачной формой, позволяющей
удовлетворить разнообразие образовательных запросов микросоциума. Поэтому нашей
стратегической перспективой является развитие и совершенствование этой модели.
Развитие вариативности
образовательного процесса должно логически завершиться составлением учебного
плана и образовательных программ к нему, учитывающих склонности, способности,
подготовленность и интересы детей. Разноуровневый широкий спектр программ
должен будет в полном объёме удовлетворить образовательные потребности микросоциума школы.
Диагностика учебных умений и
навыков, позволяя вовремя выявить пробелы, даёт учителю четкие
ориентиры в организации учебной работы по их устранению в рамках урочного
времени и на индивидуальных, групповых занятиях, что также позволит добиться
большей успешности в обучении.
Ожидаемые результаты Программы и
индикаторы их достижения
Сложившаяся система работы школы
позволяет, исходя из решения триады задач – вариативности, обеспечения
дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы
психолого-педагогического мониторинга - перейти к реструктуризации
учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
1 ступень – начальная школа: традиционные программы и программы
развивающего обучения; дополнительное
образование будет из работы предметных кружков, исследовательской деятельности (проекты) и введение дополнительных спецкурсов по основам компьютерной
грамотности, логики и основ экономики.
2 ступень – основная школа (5-9 классы): расширение круга
образовательных услуг за счет вариативной части – спецкурсов, факультативов,
групповых занятий с одарёнными детьми, пропедевтических курсов, курсов по иностранному
языку (по желанию
родителей, возможно, это будет второй иностранный язык – французский или немецкий), переход на предпрофильное обучение
в 9 классе.
3 ступень – средняя школа (10-11 классы): от изучения предметов
по выбору к профильному обучению.
Этапы реализации Программы
1-й этап – подготовительный (2010-2011 учебный год)
Детальное изучение всех аспектов деятельности школы, обновление старых славных
традиций и введение новых, создание
условий для полного раскрытия творческого потенциала педагогического
коллектива. Составление программы развития школы: образовательных и
воспитательных проектов.
2-й этап – практический (2011-2012 учебный год)
Корректирование проектов, организация сотрудничества
со школой искусств №2, ЦВР « Мрія», ДЮСШ.
3-й этап – обобщающий (2012--2013 учебный год)
Подведение итогов сотрудничества и переход к созданию комплекса «Школа - внешкольное заведение»
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №5
Свердловского горсовета Луганской области
«Школа успешного развития творческой личности»
Концепция и программа развития школы
с 2010 по 2013 г.г.
