И снова о наболевшем… . Изучение агрессии и насилия было и остается областью для дискуссий. Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может использоваться с целью защиты или нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях, иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер. В наши дни распространенно агрессивное поведение среди детей в школьных и дошкольных учреждениях. По этому поводу мы решили проконсультироваться по этому вопросу с Гришиной Еленой Викторовной, практическим психологом и социальным педагогом: - Елена Викторовна, скажите, приходилось ли Вам сталкиваться с насилием или проявлением агрессии среди детей в школе и какие существуют меры профилактики. «В школе в данное время происходит не насилие, а проявление агрессии в той или иной степени. Проявляют агрессию дети, у которых дома есть предпосылки к такому поведению. Если над ним совершается эмоциональное, моральное, словесное насилие, не обязательно физическое, то они переносят это отношение в социальную среду, то есть в школу, детский сад и т.д. В школе они чувствуют себя более свободно и уже сами проявляют такое же отношение, превосходство по отношению к слабым ученикам. Такое асоциальное поведение они проявляют для того, чтобы обратить на себя внимание любым способом (воровством, агрессивным поведением по отношению к сверстникам и взрослым и т.д.). Предпосылки: На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов: - персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление компьютерными играми); - поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе); - социальные факторы (культ насилия в обществе и семье, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, друзья с отклоняющимся поведением). А также внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка), личные проблемы и переживания. Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка. С детьми необходимо проводить больше времени. Когда ребенок социально беспомощен, отвергается ровесниками, тогда свои отрицательные эмоции он выливает в ассоциативное поведение. Это происходит из-за того, что он не может противостоять эмоциональному насилию, накапливает в себе страх, унижение, и когда это напряжение достигает пиковой точки, тогда и проявляется агрессия. Происходит торможение нормального эмоционального развития, и ребенок не может полностью выражаться. Из-за искажения эмоций он не может их полностью выражать и адекватно реагировать. Такое поведение идет от родителей, стиля воспитания и поведения. Происходит эмоциональное насилие – это изоляция, угрюмость, отказ от обсуждения проблемы, торговля запретами, оскорбления, запугивание наказаниями, издевки. При этом вырабатывается постоянное напряжение, это приводит к деформации личности ребенка, формируется низкая самооценка ребенка, ребенок чувствует себя отверженным, не любимым. К себе относится плохо, чувствуют вину за свое существование. Меры профилактики: - Проведение бесед индивидуального характера с детьми и родителями. Эти занятия направлены на формирование безопасного поведения, как для ребенка, так и для окружающих. - Применение арт-терапевтической методики, телесно-ориентирование.» Методические рекомендации для родителей 1. Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, это может сформировать у него модель конфликтного поведения, 2. Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение. Ребенку нужно говорить, что он нужен и важен, какой он талантливый и способный. 3. Необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых приведет к, заниженной самооценке. 4. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти. Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей). |